U2: ЦЕНА ВОПРОСА
Приедет ли знаменитая рок-группа в Россию
14 премий «Грэмми», 120 миллионов проданных пластинок, борьба против нарушения прав человека, войн, бедности, СПИДа, вырубки лесов и прочих катаклизмов — всё это лишь вершина рок-айсберга под названием U2. Начав штурмовать мировые чарты в начале 80-х, культовая группа не покидает их и поныне. На прошлой неделе вышел первый сингл нового альбома U2 — Vertigo: песня How to Dismantle an Atomic Bomb уже попала в первую двадцатку хит-парадов по обе стороны Атлантики. Ну а весной группа отправится в мировое турне — Америка, Европа, Япония, Австралия. Вот только России в этом списке пока нет, даже несмотря на то, что поклонников Боно в нашей стране несколько миллионов. «Версия» решила выяснить, почему отечественные организаторы концертов не горят желанием привезти к нам ирландскую рок-легенду.
читать дальше«U2 — это наш формат, — рассказал «Версии» Александр Гафин, член совета директоров Альфа-банка, который совместно с промоутерской компанией SAV Entertainment устроил концерты в России таких знаменитостей, как Пол Маккартни, Тина Тёрнер, Стинг, Элтон Джон, Брайан Адамс и Уитни Хьюстон. — Мы с удовольствием организовали бы их гастроли, вот только ребята эти весьма привередливые». Что ж, запросы у европейских звёзд действительно самые изощрённые: Робби Уильямс неожиданно потребовал встречи с Владимиром Жириновским, Пол Маккартни — Красную и Дворцовую площади, Уитни Хьюстон — певца Дмитрия Маликова, Rammstein — автобус, наполненный девушками. Впрочем, до сей поры российские организаторы со всеми звёздными капризами успешно справлялись. Что же всё-таки мешает им в случае с U2?
«К тому же все члены очень политизированные — говорят, что могут не поехать из-за войны в Чечне, терактов... Ну а Боно — очень сложный тип», — комментирует ситуацию г-н Гафин. Что ж, именно благодаря своей неустанной миротворческой деятельности в 2002 году Боно возглавил список 50 самых влиятельных персон шоу-бизнеса, составленный британским журналом GQ. Неудивительно, что среди знакомых рокера значатся парочка американских президентов — Билл Клинтон, Джордж Буш — и даже Папа Римский.
«Сложно привезти U2 ещё и технически. У всех коллективов такого уровня есть долгосрочные контракты с агентами, которые занимаются организацией их туров, — объясняет «кухню» Александр Гафин. — Агент покупает полностью всё турне, обеспечивает все условия и за всё платит сам. Ну а мы выкупаем у этих агентов одно-два выступления. При этом они предпочитают работать с проверенными подрядчиками: если хоть раз агент доверит, предположим, какому-нибудь малайзийскому промоутеру сделать концерт Стинга, а во время него не будет достаточной мощности звука, или вместо автобуса подгонят развалюху, или гримёрка будет обшарпанная, то менеджеры Стинга будут говорить с ним очень и очень серьёзно. Неудивительно, что есть агенты высшего уровня, у которых имеются контракты с 250—300 артистами. Самые знаменитые — Барри Диккенс, Барри Маршалл, Харви Голдсмит — к своим артистам относятся как к детям. Устраивая последний тур Пола Маккартни, Барри Маршалл, по его собственному признанию, похудел на 6 килограммов и постарел на 6 лет. Кстати, приезд Маккартни в Россию обошёлся в $2,5 млн. А U2 может стоить от $1 миллиона 200 тысяч и выше».
Так в чём же всё-таки загвоздка? Неужели и в самом деле в чеченской войне? Суть проблемы нам приоткрыл источник в одной из известных промоутерских компаний, пожелавший остаться неизвестным. «Всё дело в том, что U2 традиционно настаивает, чтобы самые дорогие билеты на их концерт стоили $25. Ну, 25 евро максимум! А для России такие цены просто нереальны: даже если привлечь к организации целый пул спонсоров, окупить издержки будет попросту невозможно. Терять же на U2 миллион-полтора вряд ли кто-нибудь решится». Действительно, не секрет, что отечественные организаторы гастролей получают основную прибыль от продажи VIP-секторов, билеты в которые стоят по $1 тысяче. Ну а ирландским поборникам демократии такая практика откровенно претит.
При этом предыдущий мировой тур U2 — Elеvation Tour был признан вторым по доходности за всю историю шоу-бизнеса: уступили ирландцы лишь легендарным «Роллинг Стоунз». Аншлаг сопутствовал всем 113 концертам группы в США и Европе, общий сбор только по Штатам составил $110 миллионов. Перед началом Elevation Tour U2 на всех перекрёстках трубили о возвращении к истокам и намерении играть агрессивный рок в клубах «при трёх фонарях». Но гастрольный арсенал включал в себя самый большой в мире экран, 30-метровую арку, 75 трейлеров для транспортировки и 40 километров электрокабеля для энергообеспечения. Такая вот любопытная минимизация. О том, что же будет представлять собой нынешний тур, остаётся только гадать. Впрочем, ещё есть шанс, что российские зрители увидят его собственными глазами.
«Мы ведём переговоры с представителями U2, — рассказал «Версии» Андрей Зуев, директор по PR Юниаструм-банка, которому москвичи обязаны концертами Шер, Лучано Паваротти и Шарля Азнавура. — Никаких договорённостей пока не достигнуто, но я лично очень надеюсь на благоприятный исход. Надежда есть: пока турне не началось, мы со своей стороны приложим все усилия, чтобы гастроли U2 в России всё-таки состоялись». Многомиллионной армии отечественных фанатов знаменитой рок-группы хотелось бы в это верить ещё больше.
Газета "Версия" (2004)